Понедельник, 20.11.2017, 22:15
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Межшкольный Методический Центр
г.Когалыма

Меню сайта
Календарь
«  Февраль 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 375
Статистика
Яндекс.Метрика
Главная » 2013 » Февраль » 5 » Дисциплина- это наказание или обученность порядку?
13:03
Дисциплина- это наказание или обученность порядку?

Психолого-педагогическое сопровождение молодого учителя
Статья «Дисциплина- это наказание или обученность порядку?»

Педагог-психолог МБОУ СОШ №1 Орлова Н.Т.

Психологически по-разному понимают дисциплину учителя и дети. В понимании многих преподавателей дисциплина — управление поведением ре­бенка или исправление его привычек. У детей   бытует  представление, что дисциплина- это  запрет, наказание.   Знают, что будет наказан, но нарушает поведение. Почему? Причин много. Постараемся в этом разобраться.

На самом деле, это понятие включает в себя множество факторов: личность преподавателя, включая его дисциплинированность, его умение улаживать конфликты между детьми, способность сохранить доброжелательные отношения с  учащимися. В толковом словаре слово «дисциплина» объясняется следующим образом: воздержанность, подчинение и привычка к установленному порядку, умение общаться.   Понятие «дисциплина» включает в себя также значение «обучение, учение».

Молодому педагогу порой бывает сложно справиться с дисциплиной в классе. И первое, что делается – это приглашают родителей, ставят «2» за поведение. Это не совсем оправданный метод, если не учитывать природу формирования дисциплину и возраст ребёнка, семейное воспитание, умение ребёнка или подростка общаться.

Методичес­кое понятие «дисциплина» означает:

  1. Свод правил для поддержания порядка.
  2. Воспитание с целью наставления.
  3. Наказание с целью исправления.

Дисциплинирование — процесс, развивающийся в ту сторону, куда преподаватель направляет свои усилия.
Дисциплинирование — помощь ребенку со стороны взрослых в превращении в ответствен­ного, зрелого, любящего и нравственного человека.
Правила дисциплинирования.

Самое удивительное, что у детей есть потребность в дис­циплине, это одна из их основных нужд. Поэтому утвер­ждать, что любовь — все, что нужно для того, чтобы быть хорошими родителями или преподавателями, неверно. Ребенка нужно любить и дисциплинировать. Чувства люб­ви и расположения должны уравниваться пониманием си­туаций и самоконтролем. Ребенок, не знающий границ своего поведения, чувствует себя неуверенно.

Дисциплинируя ре­бенка или  класс, помните:

  • Последствия проступков должны быть направлены на то, чтобы усилить в ребенке чувство ответственности и контроля в своей жизни. Если мы заставляем ребен­ка учиться, то вряд ли он сам поймет, насколько это для него необходимо. Если же он, учась, столкнется с определенными трудностями, то это будет хорошим уроком для него.
  • Наказания за проступки должны соответствовать возрасту ребенка
  • Тяжесть последствий должна соотноситься с тяжестью проступка. Закон пре­дусматривает различные сроки заключения за различные преступления. От­личайте мелкие проступки от серьезных нарушений. Иначе самые суровые наказания лишаются смысла.
  • Дети должны уметь говорить «нет» своим желаниям и уважать «нет» других людей.
    Если мы не учим детей принимать «нет» от людей, то  ребёнок не учится говорить «нет»   и создаётся ситуация искушения.
    Что влияет на дисциплину в классе?
    Психологический климат. Его могут испортить конфликты детей друг с дру­гом, родителями, преподавателями.
  • Особенности темперамента ребенка во многом определяют его поведение. Активные, напористые, энергичные  учащиеся  чаще бывают обидчиками. Им труднее справиться со своими желаниями.  Робкие, застенчивые, медлитель­ные, напротив, чаще оказываются обиженными. Какими бы ни были ваши дети, в разрешении конфликтов вы должны опираться, прежде всего, на   уважение к личности ребенка.  Не следует сразу же ругать провинившегося. Это не прекратит ссоры, напротив,  учащиеся получат пример
    насильственного решения проблемы. Ваша задача иная. Дети конфликтуют не со зла: просто они хотят  чего- то добиться, но не умеют догова­риваться.
  • Возможные проблемы в семье ребенка. В любом возрасте люди испытыва­ют влияние социальных групп, к которым они принадлежат. В детстве это вли­яние ощущается особенно сильно. Какая атмосфера царит у вас в классе?
    На­пряженная или атмосфера любви и покоя? — Природные способности ребенка. Особенно одаренным  детям или особенно отста­ющим часто надоедает привычная деятельность.
  • Методическая  подготовка. Это самый трудный фактор. Анализи­руйте свое поведение, свою подготовку объективно. Сколь качественна ваша подготовка? Тщательно ли вы готовились к занятию или отнеслись к нему не­брежно?  
    Какие бы меры мы ни принимали, они предотвратят часть проблем, но не ликвидируют их все.  Поэтому  внутренний настрой преподавателя помогают справиться с возникающими проблемами.

Методы коррекции   поведения.
Установите для вашего класса определенные нормы поведения. Они должны быть четкими и простыми, например: «Каждый должен вести себя хорошо» — звучит ту­манно. «Мы будем говорить по одному: один говорит, другие слушают» — звучит четко и конкретно. Спросите детей, согласны ли они выполнять эти правила, напи­шите их на листе и повесьте на стену в классе. Объясните, что можно делать, что нельзя и не меняйте правил в зависимости от своего настроения. Если дети поймут, что в одном настроении вы позволяете что-то, чего не позволяете в другом, они начнут изворачиваться, хитрить, подстраиваться под  ваше настроение. Не забывайте сами придерживаться установленных правил. Дети — большие максималисты, и они будут зорко следить за вашим поведением.

Ведите себя так, чтобы было видно, что вы — руководитель. Будьте хозяином положения, направляйте, ведите за собой детей. Они быстро распознают нереши­тельность, отсутствие четких распоряжений, а это — стимул к плохому поведению. Помните, что вы всегда должны быть им другом, вы для них — преподаватель, а не партнер по игре. Будьте всегда дружелюбны, но не забывайте, что фамильяр­ность воспитывает неуважение. Можно замечательно общать­ся с учащимися, не превращаясь в одного из них.

Хвалите учащихся. Похвала — лучший метод коррекции детского поведения. Это подбодрит их и побудит сделать что-то еще лучше. Если вы говорите ребенку: «Фу-у-у, как ты плохо выполнил эту работу, просто противно смотреть, ну-ка переделай!» Скорее всего, следующая работа будет вы­полнена гораздо хуже предыдущей. А если сказать по-другому: «Ну-у-у, в общем-то ничего, вижу, что вот здесь и здесь ты действительно ста­рался, но ты ведь можешь сделать еще лучше, попробуй!» Если вы хотите научить попугая говорить, вы даете ему семечки каждый раз, когда он издает нужный звук, если вы хотите научить собаку новому трюку, то за каждое достижение вы награж­даете ее косточкой. Психологи называют это методом позитивной обусловленно­сти. Проще говоря, награждайте ребенка за хорошее поведение, и вы сможете его добиться. Показывайте учащимся, что вы ими довольны, и физически, и эмоционально. Гово­рите учащимся, что вы гордитесь их успехами. Это акцентирует внимание на продвижении вперед, а не на происшествие в их глазах может вырасти и превра­титься в значимое событие. Старайтесь «погасить» сильную эмоциональную ре­акцию  ученика, чтобы, наблюдая за вашими эмоциями, он не получил подтверж­дения своим. Разрешая проблемы в классе, сдерживайте свои эмоции, тем более гнев и раздражение. Если вы потеряете контроль над собой, то это плохо отра­зится на вашем авторитете.

Не заводите себе любимчиков, дети это чувствуют и найдут повод, чтобы ото­мстить вам и ему.

Не угрожайте мерами, которые вы не собираетесь или не можете применить. Позвольте учащимся на опыте познакомиться с последствиями их поведения:  например, если ссорят­ся из-за места, не разрешайте садиться никому.

Рассказывайте истории, иллюстрирующие положительное поведение.
Если все ваши усилия по дисциплинированию учащегося в классе безуспешны, поработайте с ним индивидуально. Объясните ему ваше отношение к ситуации. Рас­скажите о вреде, который он приносит классу, но не о том, что было нанесено оскорбление лично вам.
Будьте терпеливы, не рассказывайте другим об этом учащем­ся — нарушителе дисциплины. Иногда это провоцирует других сплетничать. Лучше в тишине  подумайте, что было не так сделано, что можно сделать. Дайте ребенку ви­деть перспективу.

Будьте осторожны, чтобы побуждая на уроке к работе, не пе­ревозбудить учащихся. Слишком большое раз­нообразие не приносит пользы, вы перегрузи­те детей, следствие этого — плохое поведение. Чрезмерная нагрузка отключает внимание де­тей и порождает скуку.

Действенные методы коррекции поведения базируются на стремлении посту­пать с детьми справедливо. Если вы не собираетесь долго и кропотливо разби­раться в детском конфликте, то не применяйте наказание. Не наказывайте обе стороны и весь класс за проступок кого-либо. Дети наделены чувственным вос­приятием, поэтому небольшое наказание «по несправедливости» может вызвать протест класса.
Не наказывайте детей дополнительными занятиями.

Будьте естественны и искренни. Учащиеся быстро улавливают малейшую неис­кренность и фальшь. В то же время, не берите за правило положение: «Делай так, как я говорю, и не делай так, как я делаю». Будьте  человеком творческим и давайте возможность творить ребёнку.  Помните, что над жизнью учащихся работает  семья  и он сам. Будьте парт­нером, союзником  для ребёнка, но не берите на себя  ответственность за то, что может сде­лать  семья и сам ребёнок.

Некоторые советы относительно дисциплины в классе

  1. Иногда действия говорят лучше слов.  Молча заберите предмет, которым уча­щийся развлекается. Не отдавайте до конца занятия. После занятия погово­рите с ним.
  2. Подойдите к разговаривающему и молча встаньте около него. Положите ему руку на плечо или пересадите за другую парту.
  3. Попробуйте помолчать. Внезапно остановитесь на полуслове и дождитесь ти­шины.
  4. Попытайтесь установить контакт с помощью строгого взгляда, кивка головой, пригрозив пальцем.
  5. Вместо того, чтобы выставить на доске оценки за плохое поведение, лучше назначьте каждому учащемуся некоторое количество баллов, флажков или звездочек. Вы сможете потом убирать по одному баллу за нарушение дис­циплины.
  6. Не вызывайте учащихся отвечать по предсказуемой схеме. Пусть они будут немного волноваться, это только улучшит их ответы.
  7. Умейте быстро переходить к вопросам и ответам, если чувствуете, что уча­щиеся устали.
  8. Умейте замечать самые незначительные улучшения в поведении учащегося и поощряйте их.
  9. Попробуйте спросить нарушителя дисциплины, не помочь ли ему чем-нибудь, и окажите ему помощь.
  10. Попробуйте понизить голос. Никогда не повышайте его, иначе учащимся при­дется напрягать слух, чтобы расслышать ваши слова.
  11. Признайтесь, повторяющееся плохое поведение часто служит сигналом того, что учащемуся недостает внимания или любви. Не всегда, поговорив с ним, вы можете успешно устранить причины, которые толкают его сорвать заня­тие. Возможно, вам придется говорить с ним несколько раз, прежде чем си­туация изменится.
  12. Будьте терпеливы.   Чтобы решить проблемы и наладить отношения с учащимися, требу­ется время. Будьте щедрыми на время.

Проверочный тест для закрепления.

  1. Дайте определения методическому понятию «дисциплина».
  2. Напишите «золотое правило» понимания мотивов детского поведения.
  3. Какие факторы влияют на дисциплину в вашем классе?
  4. Опишите несколько методов коррекции детского поведения.
  5. Придумайте  сами один-два совета относительно дисциплины в классе.

Проведите в классе проект «Пять  «льзя», который я проводила, когда работала учителем русского языка и классным руководителем  5, 6 класса.  Тогда я задумалась,  почему  мы делаем акцент на то, что плохо,  повторяем, что нельзя делать. А почему бы не отработать хорошие правила, тем более,  что в семье не всё удалось родителям.   Психологическое внимание переноситься на положительные установки. Придумали с ребятами  на классном собрании, что можно делать   на уроке, на перемене, дома. Все согласились, одобрили. Появилось общее дело с позитивным настроем. И жили по этим законам месяц: каждый день после 6 урока устно рапортовали  те, кто добился успеха. Постепенно подтягиваться стали «непоседы» и отстающие. Не забудьте согласовать с предметниками, что в классе идёт такая работа. С нарушителями дисциплины говорите индивидуально. Результат уже через месяц был положительный.

По-настоящему нераз­решимых проблем не так уж много. Поэтому с верой смотрите в будущее! Не по­гружайтесь в негативное. Если вы чувствуете, что ваши взаимоотношения с учащими­ся все больше и больше становятся негативными, проанализируйте причины, не за­бывая о том, что   дисциплина — это процесс, который развива­ется в результате длительных, доброжелательных отношений.

Категория: Новости ШМУ | Просмотров: 684 | Добавил: MMC | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форум победителей
Оцените работу ММЦ
Разнообразие и полезность мероприятий
Всего ответов: 29
Поиск по сайту
Внимание!

Анкета "Удовлетворенность работой ММЦ"

Вход на сайт
Логин:
Пароль:

ММЦ г. Когалым © 2017