Понедельник, 20.11.2017, 18:44
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Межшкольный Методический Центр
г.Когалыма

Меню сайта
Календарь
«  Февраль 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 375
Статистика
Яндекс.Метрика
Главная » 2013 » Февраль » 13 » О жестоком  обращении с детьми
17:38
О жестоком  обращении с детьми

О жестоком  обращении с детьми
Информация для педагогов-психологов и для учителей
Подготовила руководитель ГМО педагогов-психологов Орлова Н.Т.

Актуальность обсуждения данной темы возникла по нескольким причинам.

В последнее время в России стали все больше говорить об актах насилия над детьми.  Тема жестокого отношения к детям сегодня широко обсуждается в СМИ. Появилась новая терминология несколько лет тому назад: дети и семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

Психологи и социальные педагоги обязаны сопровождать этих детей, работать с семьёй.  Насколько эта тема актуальна в нашем городе? Какое мнение имеют жители нашего города и что думают о воспитании? С этой целью мы планируем провести опрос граждан нашего города на форуме ММЦ.

В целях профилактики  жестокого насилия с детьми  сообщество педагогов-психологов предлагает всем работникам школ ознакомиться с данной информацией, взять её к сведению и в случае необходимости действовать грамотно. Необходимо знать уровни риска и критерии оценки поведения и состояния ребёнка.

Обсуждение данного вопроса сейчас очень важно с точки зрения развития всего нашего общества, и требует активного включения всех граждан в работу по профилактике и преодолению насилия над детьми. Ибо чужих детей не бывает!

Хорошо, что в данном случае слова подкрепляются реальными делами и существенными финансовыми вложениями со стороны государства в сферу защиты детей от жестокого обращения. Многое делается в школах по и в городе по защите прав ребёнка , но в дополнение предлагаем эту методическую информацию.

Проблема. ОТСУТСТВИЕ ИНФОРМАЦИИ  о том как действовать  порой является  препятствием  на пути преодоления проявлений жестокости по отношению к детям  или же   низкая осведомленность людей об этой проблеме. Многие не знают,  психологических признаков насилия, и какие последствия для развития ребёнка оно за собой влечет.

Цель статьи - попытка  дополнить имеющуюся  информацию, и чтобы психологи, социальные педагоги, учителя, классные руководители смогли использовать это знание, как для своей работы, так и в деле просвещения   родителей.

Подборка материала сделана на основе следующих книг.
1.Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком: причины, последствия, помощь. – М.: Генезис, 2005. Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, Т.2010.
2.Райкурс  Дж.  С.,  Хьюз  Р.С.  Социально-психологическая помощь детям группы риска: практическое пособие. 1. Концептуальные основы социальнойработы с детьми. – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2008.

КОНЦЕПЦИЯ РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ РИСКА
Жестокое обращение с детьми- любое действие или поступок со стороны родителей или других взрослых, которые влекут за собой риск нанесения детям серьезной физической или психологической травмы.
Обычно выделяют четыре вида жестокого обращения:

  • физическое насилие;
  • пренебрежение нуждами (потребностями) ребенка;
  • сексуальное насилие (злоупотребление);
  • эмоциональное насилие.

Здесь стоит заметить, что эмоциональное насилие может быть связано с физическим насилием или пренебрежением  потребностями  детей  либо  выступать как самостоятельный психологический феномен.
Эмоциональный вред, наносимый детям без сопутствующих видов жестокого обращения, к сожалению, часто оказывается вне правового поля органов защиты детства. Этот вид жестокого обращения в качестве самостоятельного явления  относительно недавно был выделен, тем не менее, в ряде стран, например, в Швеции, эмоциональное насилие по отношению к детям в виде, например, крика, преследуется по закону.

Наши суды сейчас обычно отказываются рассматривать эмоциональное насилие как нанесение вреда ребенку. И все же нужно обращать внимание людей на то, что эмоциональное насилие может иметь фатальные последствия для ребенка, пусть они не всегда проявляются сразу.

Мы должны  предпринять попытки    сделать социально психологическую работу скорее профилактической, выявляя риск жестокого обращения, тогда, когда ребенку еще не нанесен значительный ущерб.

Для этого  можно воспользоваться  алгоритмом.

РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ РИСКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ В СЕМЬЕ, ПРЕДПОЛАГАЮЩАЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ ШАГОВ:

  1. 1. Первичный сигнал о возможном жестоком обращении.
  2. Открытие случая.
  3. Проверка сигнала и оценка уровня риска ЖО и безопасности детей в семье.
  4. Составление и обеспечение вместе с родителями/опекунами/ плана безопасности детей в семье.
  5. Составление плана реабилитации.
  6. Реабилитационные мероприятия.
  7. Закрытие случая.

При этом5-й и6-й пункты применяются исключительно для тяжелых случаев, когда ситуация требует значительных изменений поведения в семье и, когда дети длительное время подвергаются жестокому обращению, что уже привело к появлению отрицательных последствий в их состоянии и поведении.

Но по мере того, как эта система начинает работать, таких случаев становится все меньше, поскольку вмешательство на ранней стадии позволяет обеспечить безопасность ребенка минимальными средствами и затратами.

Конечно, для этого требуется время, но, как показывает опыт некоторых российских регионов, эта система начинает давать отдачу(при профессиональном подходе и последовательности в применении) в течение нескольких месяцев. Совместно работают социальный педагог, психолог, учитель, органы опеки, комиссии по делам несовершеннолетних.

Уровни риска

Высокий риск: предполагается, что, если не вмешаться в ситуацию, и ребенок будет оставлен в семье, существует большая вероятность причинения ему серьезного вреда вплоть до нанесения увечий или доведения до смерти. Конструктивные схемы поведения родителей не сформировались либо семейные обстоятельства препятствуют их применению.

Умеренный (средний) риск: предполагается, что, если ребенок останется в семье, ему определенно может быть причинен вред. При этом отсутствуют признаки, указывающие на то, что ребенку грозит непосредственная опасность серьезных физических травм или смерти. Это значит, что, несмотря на присутствие факторов риска, в семье используются конструктивные схемы поведения родителей (диагностику стиля родительского воспитания и поведения проводит психолог) и наличествуют другие факторы безопасности, которые в определенной степени позволяют держать уровень риска под контролем.

Низкий (нулевой) риск: предполагается, что ребенку в семье ничто не угрожает и вмешательства органов защиты детства не требуется.

Некоторые авторы ,И. Алексеева, И. Новоcельский, выделяют критический уровень риска, когда необходимо немедленно изъять ребенка из семьи ввиду непосредственной угрозы его жизни и здоровью. На мой взгляд, этот термин является избыточным, поскольку Высокий риск также предполагает максимальные меры по защите ребенка, которые иначе чем изъятием из семьи не обеспечить.

Сам по себе процесс оценки риска требует от специалиста особой подготовки, поскольку не является линейным и строго количественным. Факторы риска обычно оцениваются и ранжируются независимо друг от друга, однако общий риск причинения ребенку вреда является результатом взаимодействия всех имеющихся факторов.

Несколько факторов умеренного риска могут в совокупности дать картину высокого риска, а присутствие одного сильного нейтрализующего фактора или факторов безопасности может снизить оценку риска с высокой на низкую.

Для того чтобы проводить такую оценку, мы должны опираться на поведенческие и эмоциональные показатели разных видов насилия. Рассмотрим их более
подробно.

ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ

В общем понимании физическое насилие— это применение к ребенку любого физического воздействия, приводящего к возникновению травм.

Отдельно выделяются:

  • преднамеренное нанесение ребенку физических травм и телесных повреждений;
  • применение регулярных физических наказаний.

О  факте  физического  насилия  обычно  свидетельствуют характерные физические повреждения у ребенка. Но даже если мы их не видим, мы все равно
можем предположить, что по отношению к ребенку применяется физическое насилие, обратив внимание на следующие факторы.

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ

Ранний возраст

  • Ребенок может вести себя отстраненно, замыкаться в себе, не проявлять любопытства, быть чрезмерно уступчивым; у него могут возникать проблемы с налаживанием отношений с другими людьми.
  • Он  может «безнадежно» хныкать,  плакать,  не ожидая  утешения.  Воздерживается  от  обращения  к взрослым за помощью.
  • Не проявляет никаких чувств, в то же время внимательно наблюдает за происходящим вокруг (состояние«холодной наблюдательности»).
  • Ощущает неловкость или проявляет страх перед физическим контактом.

Младший школьный возраст

Для школьников характерны те же признаки, что и для дошкольников.

Кроме этого:

  • Ребенок может взять на себя роль взрослого в своих  отношениях  с  родителями.  Часто  ведет  себя как заботливый маленький помощник, демонстрирует чрезмерную озабоченность, когда родитель в плохом настроении, и необычайно уступчив и послушен.
  • Проявляются трудности в общении с детьми и взрослыми. При этом ребенок может пытаться манипулировать  другими или вести себя отстраненно и неприступно. Может проявлять злобу, агрессию и закатывать истерики.
  • Внешне  гиперактивен,  рассеян, не может сосредоточиться, демонстрирует другие признаки хронического тревожного состояния.
  • Ребенок может проявлять страх перед родителями, а может демонстрировать отсутствие страха и наплевательское отношение к замечаниям со стороны родителей и других взрослых.
  • Носит одежду не по сезону или большего размера, чтобы скрыть следы полученных травм.

Подростковый возраст

  • Склонность к вранью, воровству, агрессивное поведение.
  • Злоупотребление алкоголем или наркотиками.
  • Прогулы,  неоднократные  попытки  сбежать  из дома и отказ возвращаться домой.
  • Общие трудности с налаживанием и поддержанием межличностных отношений.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

  1. Если педагог или психолог заметил какие-либо из этих проявлений, то стоит сообщить в  органы опеки или в комиссию по делам несовершеннолетних.
  2. Попробовать самим аккуратно поговорить с ребенком, попытавшись выяснить, не кроется ли за его изменениями факт насилия. В любом случае, мы не должны оставаться в стороне, но следует проявлять деликатность.
  3. Из опыта работы могу сказать, что такую беседу должен провести психолог, потому что  может возникнуть ценностный конфликт между  принципом  конфиденциальности  и  необходимостью защитить ребенка. И к решению этого вопроса нужно подходить взвешенно, прежде всего оценивая степень реальной угрозы, существующей для ребенка, и то, насколько ситуация насилия является травматичной для него.
  4. Если мы считаем, что ребенку действительно может быть нанесен вред, то стоит открыто заявить ему о том, что вы не можете сохранить эту информацию в тайне, и вынуждены сообщить о факте насилия, но готовы помогать ребенку справиться с последствиями раскрытия этого факта.
  5. Очень важно объяснить ребенку мотивы вашего решения и объяснить ему, какими могут быть последствия, если этого не сделать.

 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ РЕБЁНКА, ПОДВЕРГШЕГОСЯ ФИЗИЧЕСКОМУ НАСИЛИЮ.

Дошкольный возраст

  • Может вести себя так, как будто страдает аутизмом. Не в состоянии нормально взаимодействовать с другими людьми и реагировать на окружающие предметы. Часто дети, подвергшиеся или подвергающиеся физическому насилию, значительно отстают в развитии.
  • Демонстрирует полную беспомощность и зависимость от взрослых, в то же время, будучи неспособным к формированию нормальной привязанности к любому взрослому человеку.
  • Никак не реагирует на боль или обиду, не показывает удовольствие от приятных ощущений. Не улыбается и не играет.

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

  • Ребенок может быть робким или пугливым. Дети вжимают голову в плечи, съеживаются, вздрагивают, уходят из помещения, отодвигаются или иначе показывают свой страх перед родителями.
  • Может проявлять чрезмерное желание угодить, настойчиво добиваться похвалы или ласки, пытаться завязать дружеские отношения со всеми взрослыми, в том числе и с незнакомыми людьми.
  • Может изо всех сил стараться удовлетворить малейшие прихоти родителей. Может «льнуть» к родителю, подвергающему его насилию, активно выражать свою любовь словами (ролевая инверсия).
  • Могут наблюдаться физические признаки стресса и тревожного состояния, включая физическое недомогание и регрессивное поведение.
  • Ребенок может вести себя агрессивно по отношению к другим детям, закатывать истерики или быть чрезмерно обидчивым.

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

  • уходы из дома
  • мысли о суициде
  • приобщение к спиртному или наркотикам.

Дополнительные материалы к статье вы найдете на диске-приложении к  журналу «Школьный психолог» №4/2011.
Дополнительные источники: www.sirotstvo.ru.
Таковы общие правила поведения специалиста в этой ситуации, а разговор о других видах насилия и особенностях оценки риска мы продолжим обсуждать в следующих  статьях. Удачи и до встречи!

Категория: Новости | Просмотров: 2347 | Добавил: MMC | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форум победителей
Оцените работу ММЦ
Разнообразие и полезность мероприятий
Всего ответов: 29
Поиск по сайту
Внимание!

Анкета "Удовлетворенность работой ММЦ"

Вход на сайт
Логин:
Пароль:

ММЦ г. Когалым © 2017