Вторник, 21.11.2017, 15:04
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Межшкольный Методический Центр
г.Когалыма

Меню сайта
Календарь
«  Март 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 375
Статистика
Яндекс.Метрика
Главная » 2013 » Март » 12 » ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
11:49
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Статья педагога-психолога  высшей категории МБОУ СОШ №1 Орловой Н.Т., руководителя городского методического объединения педагогов - психологов.

01.03.2013 в ММЦ г. Когалыма  состоялось заседание круглого стола «Организация работы над  исследовательским проектом». Я  подготовила выступление на тему: «Совместная исследовательская проектная деятельность педагога-психолога  и учащихся как  инновационная  форма психолого-педагогического сопровождения ».

Планировалось    раскрыть актуальность проектной деятельности педагога-психолога на современном этапе образования. А также схематично рассмотреть структурные компоненты проектной деятельности и этапы ее выполнения, зафиксированные  в таблице.  Кратко  дать представление о психологических особенностях  учащихся, кто может заниматься данным видом работы, что даёт эта деятельность педагогу-психологу и ученику. О необходимости учитывать как свои возможности, так и ученика. Сохранять здоровье и не сгорать на работе. Представила несколько аспектов действующего проекта «Трезвость-норма жизни! Присоединяйся!», участвуя в котором  ребята пишут исследовательские проекты и представляют на школьных и городских научных конференциях.

Мне выпала честь выступить последней, и не всё удалось осветить и ответить на вопросы.  Но после заседания были положительные и конструктивные предложения поделиться опытом, некоторые учителя высказали заинтересованность  данным направлением работы педагога-психолога, были заданы вопросы.  Поэтому  отвечу на ряд вопросов и представлю информацию для педагогов-психологов.

Вопрос. Почему ученик перестаёт заниматься проектом?
Мотивация может  пропадать у ученика, потому что ему трудно выполнить этот вид деятельности. В определении типа склада  мышления помогут тесты определения склонности ученика к творческой,  исследовательской  или  проектной деятельности.

Вопрос. Кто  сможет сделать диагностику?
Можете и вы сами. «Диагностика творческого мышления. Креативные тесты./ Школьный психолог №5(11) 2006. «Креативность» журнал «Психолог» №4 2004. В этом могут помочь педагоги-психологи, если есть инструментарий ( тест Торренса). Адрес сайта  www.effecton.ru (здесь можно закупить различные тесты, если школа заинтересована).  Но  и сам психолог сегодня должен, кроме традиционных направлений психологического сопровождения, уделять  внимание  разработке проектной деятельности, проработать теоретически эту тему, накапливать опыт взаимодействия с учащимися и с учителем-новатором, являясь полноправным членом коллектива.

Вопрос. Интересная эта деятельность, но устаю. 
Научная, исследовательская работа с различными источниками информации требует хорошего запаса физического и психического здоровья, поэтому существуют психологические методы определения коэффициента  продуктивности и сохранности здоровья и методы снятия напряжения. Их надо соблюдать, так как наступает эмоциональное выгорание.   
Имея опыт  работы по психологической подготовке учащихся к  ученическим конференциям «Шаг в будущее»,  могу сказать, что подготовительный   этап очень важный.  Подготовить ученика для выступления тоже половина успеха. Не каждый ребёнок, склонный к исследовательской деятельности обладает ораторскими способностями.

Вопрос. В чём особенность социально-психологического проекта?
Для меня   очень интересно     сотрудничать с учащимися   в  социально-психологическом проекте, и готовить работы. В психологии это называется действующий проект, или функциональный. Совет психолога.

Важно, чтобы все педагоги, занимающиеся проектной и исследовательской деятельностью,   знали не только  что им  надо делать, что требуется от них, но и   как к этому отнестись и какие эмоции живут в теле в виде зажимов и защит, как признаки выгорания!  Важна не сама ситуация, а то, как ты к ней отнесёшься. Потому что от учителя сегодня требуется многое!

Моя рефлексия после заседания.

Я всегда ставлю себе вопрос «Зачем мне это?». Эта простая технология помогает установить причинно-следственные связи происходящего. Этому я учу своих учеников, коллег, и они сами думают, ищут ответ, разбираются в себе и в том информационном поле, в котором находятся. И ответ приходит через 10-20 секунд, в подсознании есть ответы. Меняется энергетическое поле, психическая энергия, носителями которой мы все являемся. Хотим мы того или нет! Надо только  знать это!

Я   почувствовала  вокруг  небезопасную психологическую атмосферу. Имея билет №1  на локомотив, который мчится без машиниста, успела заскочить на ступеньку, и сразу на ходу команда: «Соскочить». Спрыгнула, хорошо, что ничего не поломала! Психолог! Он должен быть мобильным и всё выдержит. Посчитай до 10!

Данный  материал может быть полезным, в первую очередь, для педагогов-психологов, во внеклассной работе учителя, для педагогов-организаторов,  для тех, кто будет оценивать проектные работы, для заместителей директоров, кто курирует данное направление.

Приоритетной целью модернизации образования является обеспечение высокого качества российского образования, которое не сводится только к набору знаний, умений и навыков, но и связывается с понятием «качество жизни», раскрывающегося через различные категории, например, как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация».

В решении данных вопросов образования важная роль отводится педагогу-психологу, который должен использовать для этой цели не только традиционные виды деятельности, но и реализовать такое комплексное направление, как проектирование образовательных программ, проводить проектную деятельность и с учащимися.

Методические материалы  статьи   Фещенко Е. М. .  Журнал: Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена

Проблемы проектирования находятся в центре научных интересов отечественных и зарубежных исследователей (Дж. К. Джонс, К. М. Кантор, О. И. Генисаретский, И. И. Ляхов, Г. П. Щедровицкий, В. Ф. Сидоренко, В. А. Моляко и др.).

Методически аспекты обучения проектированию в образовательном процессе рассмотрены в трудах Н. Н. Нечаева, В. Д. Симоненко, Ю. В. Громыко, В. И. Слободчикова, В. В. Рубцова, Н. Л. Худякова, Н. В. Матяш и др.

Как отмечают ученые И. А. Зимняя, В. В. Рубцов, В. Ф. Сидоренко, В. И. Слободчиков, обучение проектной деятельности есть способ формирования проектного мышления, позволяющего эффективно взаимодействовать с окружающим миром на современном этапе развития общества в целом и в образовании в частности.

Понятие «проектная деятельность» находит свое содержание на стыке двух основополагающих гуманитарных дисциплин – педагогической и психологической науки.

Обучение проектной деятельности предполагает учет, как основных закономерностей педагогического процесса, так и ее психологического содержания.

Проектная деятельность по самому общему определению есть «идеальное промысливание» и практическое воплощение того, что возможно, и того, что должно быть. «Проект - это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях -план, замысел какого-либо действия».

Процесс создания проекта называется проектированием. В широком смысле проектирование - это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде (естественной и искусственной).

К структурным компонентам проектной деятельности педагога-психолога относятся: цель, субъект, объект, предмет, продукт, внешние и внутренние условия.

Цель проектной деятельности педагога-психолога можно определить как создание психолого-педагогического продукта, обладающего субъективной и объективной новизной, решающего психологические проблемы и задачи.

Под субъектом проектной деятельности педагога-психолога можно иметь в виду человека или группу людей, целью которых выступает проект как некоторое описание будущего объекта. Если в качестве субъекта выступает один проектировщик, то следует рассматривать такие важные для его деятельности характеристики, как:

  • определенный опыт проектирования;
  • возможности получения и переработки информации, важной для проектирования;
  • умения спланировать и реализовать проектировочные действия.

Таким образом, субъектом проектной деятельности может выступить не любой ее участник, а лишь такой, который умеет распознавать ситуации, существенные для проектировочной деятельности, в состоянии реализовать разные варианты действий в таких ситуациях, имеет возможности преобразовывать определенные типы наличных ситуаций в ходе решения проектных задач.

Если под субъектом проектной деятельности подразумевается группа проектировщиков, то наряду с такими важными характеристиками, как опыт участников проектирования, их способности, знания, умения и навыки по отношению к проектированию, творческий потенциал, особое значение приобретают такие характеристики, как совместимость личностных качеств проектиров-щиков в группе, взаимоотношения и взаимодействие в ходе деятельности, уровень организации и координации исполнителями своих устремлений и решений.

Объектом проектной деятельности педагога-психолога выступает сфера действительности, некоторая область жизни - образовательная среда, участники образовательного процесса, по отношению к которым будут выполнены преобразующие действия.

Под предметом проектной деятельности педагога-психолога понимается замысел проекта, его идея. Предмет анализируемой деятельности может быть специфичен - с одной стороны, он индивидуален, выражает персональную позицию психолога, его видение проектной ситуации, с другой - профессиональная деятельность психолога может быть ограничена установками, социальными ожиданиями, этическими принципами, что, в свою очередь, влияет на замысел проектной деятельности.

Продуктом проектной деятельности педагога-психолога и учащегося может быть решение конкретной психологической проблемы (психологические процессы, образовательная среда, отношения между участниками образовательного процесса и др.).

В качестве побочного продукта проектной деятельности можно считать увеличение опыта педагога-психолога, расширение его кругозора, совершенствование профессиональных умений, повышение профессиональной компетентности.

Среди условий, в которых реально развертывается проектная деятельность, следует выделять внешние и внутренние условия.
В первом случае имеются в виду такие обстоятельства, которые педагог-психолог не может изменить и к влиянию которых им приходится приспосабливаться (условия образовательной среды, взаимоотношения в коллективе, нормы, законы, этические принципы).

К внутренним условиям относятся такие характеристики, которые зависят от самих педагогов-психологов и учащихся: содержание опыта профессиональной деятельности; познавательные и творческие способности; объем знаний, умений и навыков по отношению к решению разных видов задач, специфических для проектирования; понимание смысла проектной деятельности; характер и содержание ее мотивации.

Этапы выполнения проекта

Исследовательский
Поиск проблемы;
выбор и обоснование темы;
выбор диагностического инструментария проекта;
разработка документации;
анализ предстоящей деятельности;
организация исследования по проблеме;
определение
сроков выполнения проекта.
Выработка проектного решения
Заключительный
Технологический процесс
Теоретическое исследование разработка и реализация проблемы; выбор диагностики- программы проекта; ведение диагностического инструментария; документации.
анализ данных исследования;
Контроль преобразовательной деятельности; диагностическое исследование; подведение итогов; оформление и защита творческого проекта
Деятельность исследователя:
анализирует; сравнивает; выбирает; исследует; изучает; формулирует; конспектирует, генерирует идеи; разрабатывает; прогнозирует; консультирует; обследует; корректирует; подсчитывает; контролирует; оформляет; защищает проект
Деятельностно-процессуальный подход к выполнению творческих исследовательских проектов

1-и этап - исследовательский: педагог-психолог раскрывает требования к созданию, реализации и защите творческих проектов; организуется группа «генераторов идей», которая предлагает различные идеи, и группа «экспертов», которая проводит экспертизу идей. На данном этапе осуществляется мини-исследование проблемы, над которой будут работать проектировщики. Тема проекта определяется теми проблемами и потребностями, которые актуальны для участников проекта.

2-и этап - технологический: на основе анализа научной литературы по теме, проведенного исследования данной проблемы составляется программа, в которой будут определены направления, формы и методы работы, разработаны основные обязанности каждого участника проекта. На данном этапе важным является: осознание цели, задач проекта; выбор средств достижения цели; понимание возможных трудностей при реализации проекта; соотнесение собственных знаний, умений и возможностей с выдвинутой проблемой; осознание реальности проекта; понимание важности соблюдения этических принципов в ходе проектной деятельности.
Количество времени, отводимого на реализацию творческого проекта, можно обозначить лишь приблизительно: сроки и
продолжительность проекта намечаются и впоследствии подлежат уточнению. Это зависит от тех целей и задач, которые поставлены в проекте; от особенностей образовательного учреждения, где проходит свою реализацию проект; от активности участников проекта и других факторов, влияющих на данный проект.
В ходе реализации проекта педагог-психолог ведет необходимую документацию, которая отражает особенности прохождения различных этапов проекта. Анализ документации поможет увидеть позитивные и проблемные стороны выполнения проекта, скорректировать дальнейшую работу по данной проблеме.

3-й этап - защита творческих проектов: презентация творческих проектов, обсуждение положительных и проблемных моментов в разработке и реализации творческого проекта, дальнейшие перспективы по использованию проектной деятельности.
Для оценки выполненного творческого проекта можно создать экспертную группу и предложить оценить проект по следующим критериям: проект создан на научной основе; проект отражает заданную тему; проект не противоречит этическим принципам деятельности педагога-психолога; проект эффективен с точки зрения его реализации.

Категория: Новости | Просмотров: 3533 | Добавил: MMC | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форум победителей
Оцените работу ММЦ
Разнообразие и полезность мероприятий
Всего ответов: 30
Поиск по сайту
Внимание!

Анкета "Удовлетворенность работой ММЦ"

Вход на сайт
Логин:
Пароль:

ММЦ г. Когалым © 2017