Педагогическая конференция – одна из эффективных форм распространения и обобщения опыта работы. 29 марта МБОУ «Средняя школа №3» принимала участников III городской педагогической конференции «Инновационные технологии в образовании», которая проводится Управлением образования Администрации города совместно с муниципальным автономным учреждением «Межшкольный методический центр г. Когалыма» с целю выявления и поддержки творчески работающих педагогических и руководящих работников, имеющих высокий профессиональный рейтинг в образовательных учреждениях среди учащихся и родителей, и на распространение передового педагогического опыта в деле достижения современного качества образования.
В конференции приняли участие 205 человек: это педагогические и руководящие работники общеобразовательных учреждений, дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, начального профессионального образования, имеющие высокий уровень профессиональной деятельности, успехи в апробации или обобщении результатов работы. Из них 44 человека представили опыт работы в рамках работы секций и мастер-классов.
Конференция инновационных технологий становится территорией партнёрского взаимодействия и мастерской передового опыта, так как она призвана создать условия для взаимодействия педагогических коллективов города в области внедрения современных образовательных технологий в учебно-воспитательный процесс.
На пленарном заседании Бутюгина Е.А., начальник отдела организационно-педагогической деятельности управления образования Администрации города, представила доклад по теме «Создание инновационной инфраструктуры в муниципальной системе образования», в котором отметила, что «в образовательных учреждениях города внедряется автоматизированная система управления, создается банк электронных образовательных ресурсов, вводятся электронные журналы и дневники, все учреждения образования переходят на электронный документооборот. С внедрением новых ФГОС заметно улучшилась материально-техническая база ОУ, с каждым годом все больше приобретается учебно-лабораторного, технологического и интерактивного оборудования». Подводя итог, Елена Анатольевна предложила продолжить работу по внедрению современных педагогических технологий, обобщению и распространению опыта работы, формированию банка методических идей, развитию информатизации и созданию информационно-образовательного пространства, повышению квалификации педагогов в соответствии с новыми ФГОС и ФГТ и к началу нового 2013-2014 учебного года разработать программу информатизации.
Петряева А. В., директор МАУ «ММЦ г.Когалыма», выступая с докладом на тему «Методическая деятельность МАУ «ММЦ г.Когалыма», отметила направления работы методического центра: это и организация курсов повышения квалификации педагогов; работа по координации деятельности ГМО, ШМУ, творческих групп; оказание консультативной и технической помощи педагогам в аттестационный период, организация конкурсов в области ИКТ и по сопровождению городских профессиональных конкурсов; осуществление мониторинга состояния процесса информатизации образовательных учреждений; организация и сопровождение дистанционного обучения детей, работа с одаренными детьми (Интеллектуальный лагерь, НИК, «Открытие» и т.д.)
Заместитель директора МАУ «ММЦ г.Когалыма» С. Л. Козынцева познакомила участников конференции с мониторингом ИКТ- компетентности педагогических работников г.Когалыма. Было отмечено, что обучение педагогических кадров образовательных учреждений осуществляется через организацию курсов повышения квалификации, семинаров, мастер-классов, круглых столов.
После пленарного заседания участники конференции продолжили работу по секциям, организованным по следующим направлениям:
- - новые образовательные стандарты начального общего образования – в действии (системно-деятельностный подход как методологическая база введения ФГОС; организация внеурочной деятельности; организация психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в рамках введения ФГОС; современный урок с позиции новых ФГОС и др.);
- инновационные технологии в обучении и воспитании, направленные на повышение качества образования, в том числе использование ИКТ как способ повышения качества проведения урока (использование интерактивного оборудования, ИКТ как способ повышения мотивации в обучении, Интернет-ресурса как способ расширения образовательного пространства урока и др.);
- организационно-методическая работа (организация и проведение коллективных форм методической работы; изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта в рамках образовательного учреждения; организация методического сопровождения молодых педагогов; развитие системы повышения квалификации педагогических работников в рамках сетевого взаимодействия, в рамках деятельности ШМО, ГМО; организация методической работы в рамках внедрения ФГОС НОО и перехода на ФГОС ООО и др.).
- использование инновационных подходов в развитии личности дошкольника.
В этом году программа конференции расширилась: было проведено четыре мастер-класса. По мнению респондентов, такая форма работы дает «больше практических упражнений», «новой информации», поэтому нужно обязательно в работу конференции включать мастер-классы, но только «время проведения секций и мастер классов не должно совпадать».
На вопрос анкеты: «Что дает участие в педагогической конференции?» участники ответили по-разному: «знакомство с учителями, внедряющими инновационные технологии в образовательную деятельность», «творчество и педагогическое общение», «Обмен педагогическим опытом», «возможность общения с коллегами», «стимулирует к новым творческим идеям, начинаниям» и т.д. А также «для улучшения качества работы конференции» педагоги предлагают «расширить круг участников», желательно «выступление или доклад подтверждать видеофрагментом по теме», «чтобы больше времени уделялось в выступлениях практическому применению технологий», «больше секций, чтобы не ограничивать желающих выступить», «больше практики в выступлениях», разнообразить «форму работы секций (дискуссии, деловые игры)», «не включать похожие темы в работу одной секции», можно подготовить «выставку от ГМО или школы». Судя по результатам анкетирования, можно сказать, что работа конференции полезна, нужна и оценена высоко.
Результатами конференции стала резолюция, принятая после окончания и обсуждения работы секции.
Управлению образования:
- Продолжить опыт проведения экспертизы эффективности инновационной деятельности ОУ
- Создать на базе одного из ОУ города инновационную площадку по подготовке введения ФГОС ООО
- Создать на сайте Управления образования информационный банк ППО по внедрению инновационных технологий в УВП
- Обеспечить организацию курсов повышения квалификации по внедрению современных педагогических технологий, повышению ИКТ-компетентности педагогов, внедрению ФГОС и ФГТ.
- Рассмотреть вопрос о развитии сетевого сотрудничества с ОУ города по организации исследовательской деятельности.
- Продолжить практику проведения регионального этапа конкурса профессионального мастерства «Мой лучший урок»
Межшкольному методическому центру:
- Разработать в срок до 01.09.2013 года городскую программу информатизации.
- Рекомендовать направить управление методической работой на всех уровнях муниципальной методической службы на профессиональное, творческое развитие педагогов в соответствии с требованиями ФГОС, решение нетрадиционных образовательных задач: формирование и развитие исследовательских, информационных, коммуникативных, проектных и других умений педагогов и учащихся, развитие их мышления и креативных способностей, формирование модельных представлений на основе индивидуализации;
- Разработать и включить в планирование работы в 2013-2014 учебном году методические мероприятия по поддержке реализации инновационных, деятельностных, проблемных, проектных технологий в практической деятельности педагогов;
- Создать на сайте ММЦ виртуальный методический кабинет для презентации информации с педагогических курсов, мероприятий, для обсуждения актуальных педагогических проблем;
- Продолжить презентовать и распространять педагогический опыт в методическом журнале учреждения, организовывать обсуждение (в т.ч. на форуме) опубликованных материалов среди педагогической общественности и других субъектов образовательного процесса, мотивировать к размещению статей об инновационном опыте в других окружных, российских педагогических, методических изданиях и оказывать содействие в их размещении на российских педагогических сайтах;
- Активизировать работу по совершенствованию ИКТ-компетентности педагогов;
- Разработать единый конструктор для создания портфолио учителей города. Продолжить проведение обучения созданию и совершенствованию портфолио педагогов, организовать практические семинары, консультации по созданию блогов педагогов;
- Организовать работу по повышению теоретической и практической подготовки педагогических работников в области инновационной деятельности в форме семинаров, круглых столов, конференций, мастер-классов.
Образовательным учреждениям:
- Продолжить работу по повышению теоретической и практической подготовки педагогов посредством организации и проведния семинаров, круглых столов, конференций, мастер-классов;
- Активизировать командные формы работы педагогов-предметников и межпредметных групп с целью совершенствования и распространения профессиональных приёмов, методов повышения качества общего образования и внедрения метапредметных подходов в обучении;
- Продолжить работу по обобщению, распространению и активному внедрению в практику работы ОУ современных инновационных технологий;
- Продолжить работу по формированию у детей мотивации к осознанному нравственному поведению, к самообразованию и самореализации.
- Руководителям ОУ мотивировать, поощрять инновационную деятельность педагогов своей школы и активно участвовать, развивать сетевое взаимодействие с другими ОУ города по поддержке инновационной деятельности.
- Продолжить целенаправленную работу по оснащению учебных кабинетов оборудованием в соответствии с современными требованиями.
- Поддержать опыт ОУ по организации исследовательской деятельности через проведение Ломоносовских и Менделеевских чтений среди учащихся и педагогов ОУ.
- Развивать социальное партнерство с ОУ города по организации проектно-исследовательской деятельности, по реализации совместных проектов и программ
- Активизировать участие педагогов города в региональном этапе всероссийского конкурса «Мой лучший урок».
Таким образом, педагогическая конференция еще раз дала нам возможность понять, что «создание инновационной инфраструктуры позволяет создать устойчивую сеть для распространения идей, продуктов и результатов инновационной деятельности, шире практиковать сетевое взаимодействие, направленное на обновление содержания образования и взаимную методическую поддержку. Согласованная работа инновационных образовательных учреждений приводит к опережающему развитию педагогических коллективов, развитию учительского потенциала, а значит, достижению системных изменений в муниципальной системе образования. А это и есть наша главная цель».
Конференция прошла на высоком уровне.
Всем выступающим и участникам огромное спасибо.
Ждем Вас в следующем году.
З.Ш.Каримова,
участник конференции,
методист МАУ «ММЦ г.Когалыма»