Елена Анатольевна Шмидт занимает должность консультанта информационно-методического отдела Управления по работе с обращениями граждан Аппарата Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Однако до этого в течение 20 лет Елена Анатольевна работала учителем, и потому не понаслышке знает, какие особенные и не всегда простые отношения связывают учителя и ученика. Мы решили спросить у Елены Анатольевны, какими она помнит своих учителей, скучает ли по школе, в которой училась и в которой работала, и о том, что дает учителю школа.
Как вы думаете, что делали Ваши учителя, чтобы учиться Вам было интересно?
Нужно действительно очень любить и знать свой предмет, это в первую очередь. Не скажу, что учителя применяли какие-то различные формы, виды уроков, что они перед нами какие-то кульбиты выписывали. Просто напросто, я думаю, у каждого учителя был свой мудрый подход к каждому ученику. Своеобразное видение детей. Например, они давали сверхнагрузку тем, кто мог и должен был заниматься больше.
Если говорить о моих любимых учителях, то была у нас учитель истории Татьяна Григорьевна, которая и сейчас еще работает в школе в Иркутске. Вот она увлекала нас своими рассказами. И говорила настолько интересно, что завладевала вниманием класса моментально. Она была безоговорочным авторитетом для всех нас, даже самые отъявленные хулиганы её слушали. Учитель химии, Светлана Петровна, была очень требовательная, иногда даже казалась злой. Но затем мы её признали именно благодаря её знаниям. Самое запутанное и трудное она умела очень хорошо и просто объяснить. Доходчивость, простота изъяснения – это очень ценится детьми в сложных предметах. И когда перед тобой вся формула или задача вдруг откроется так, будто ты всегда это понимал, это заслуга учителя. Химические задачи мы решали легко, потому что нам дали ясность подхода, научили алгоритму.
Кто-то из нобелевских лауреатов сказал, что если ученый не может донести свою теорию до восьмилетнего ребенка, то он шарлатан. И это на самом деле так. Самый сложный вопрос нужно уметь объяснить настолько просто и доходчиво, чтобы это было понятно ребенку. Это действительно важно. Со времен Аристотеля, мне кажется, суть школы и не меняется. Она как была упражнением для ума и для сердца, так им и остается. Сегодня школа – это тоже воспитание ума, закалка интеллекта.
Я знаю, что Вы работали учителем. Скажите, пожалуйста, Вы жалеете о том, что ушли из образования?
Наверное, да. В какой-то мере я жалею об этом, но дело в том, что школа – это учреждение, в которое всегда можно вернуться. И мысль о том, что школа – это место, где меня примут, всегда греет меня. И, может быть, с ней легче живется. Хотя когда есть свои дети, когда подрастают внуки – это своеобразная домашняя школа, какой-то личный этап учительства. Однако я убеждена в том, что человек не должен стоять на месте. Нужно что-то менять в своей жизни. Двадцатилетний путь у меня был отведен для школы. Это не так мало. И это достаточно хорошее подспорье в жизни.
Как вы думаете, а что учителю дает школа? Почему туда всегда хочется вернуться?
Дело в том, что взрослая жизнь, жизнь среди взрослых людей порой не интересна, трудна и не очень искренняя. Между взрослыми людьми нет определенной правды отношений, каждый должен играть свою социальную роль, и обязательно, как взрослый человек, он хочет еще что-то свое привнести в эту роль. И сама личность теряется, замутняется. А в школе все на поверхности. Во-первых, детям не солжешь. Даже если ты хочешь выкрутиться, все равно ты будешь открыть. Во-вторых, они сами еще не умеют изворачиваться и лгать, заслоняться некими ролями, как это делают взрослые. Уровень искренности и правды в школе гораздо выше, чем во взрослой, бытовой жизни. И поэтому в школе интересно, там нет места скуке. Когда в классе перед тобой 20-25 самых разных личностей, не масок, а именно личностей, то это уже совершенно другой уровень взаимоотношении.
Именно поэтому учителя уже в преклонном возрасте продолжают работать в школе, и они по-прежнему интересны детям. Среди этого пространства детства люди молодеют, им удается сохранить что-то детское в своей душе. Это очень ценно, потому что, когда взрослый человек становится очень взрослым, он теряет ту романтику, ту непосредственность детского восприятия, которые делают жизнь интересной.
Автор материала: Козынцева У.Н., методист МАУ «ММЦ г. Когалыма»
|