Светлана Геннадьевна Гришина – начальник Управления образования Администрации города Когалыма. Однако прежде чем достичь этой должности, Светлана Геннадьевна много лет работала педагогом и не понаслышке знает все тонкости этой профессии. В преддверии Дня учителя наш корреспондент (Козынцева У.Н.) побеседовала с ней о том, какие уроки учителей остаются с нами навсегда, что значит быть учителем и как образ первого учителя может, в конечном счете, определить выбор нашего жизненного пути. Полный вариант статьи Вы можете прочитать в ноябрьском номере журнала «Методическая панорама».
Светлана Геннадьевна, с того времени, как Вы закончили школу, система образования, безусловно, изменилась. А чего не хватает современной школе?
В современном образовании, как, наверное, и в современной жизни не хватает стабильности. Мы живем в век постоянного движения и развиваемся со слишком большой скоростью, это касается и системы образования: постоянно выходят новые законы, меняются системы проверки знаний детей и аттестации учителей. Освоение этих нововведений отнимает у педагогов много сил и времени. Человек только наладит работу в одних условиях, как выходит новый закон или модифицируется форма экзамена. Трудно совершенствовать свое мастерство, когда все время меняются требования к процессу преподавания. Мы не знаем, что будет завтра, на что учитель должен нацеливать свою работу с детьми. Отсутствие четких перспектив в конечном счете препятствует выработке четкой стратегии воспитания и образования.
Более того, эта нестабильность лишает учителя возможности пообщаться с детьми. В школе, в целом, не хватает живого общения. Раньше дети делали в классе уборку, а сейчас их запрещают нагружать подобной внеучебной работой. Но когда я училась в школе, помню, что нам нравились эти субботники. Уборка в классе давала дополнительную возможность пообщаться с любимым учителем и с одноклассниками.
Говорят, учитель – это призвание. А что, на Ваш взгляд, делает учителя учителем?
Учителя учителем делает не только профессионализм, под которым я подразумеваю глубокое знание своего предмета, и владение методикой, то есть умением передать ученикам те знания, которыми обладаешь сам, причем передать так, чтобы они поняли и заинтересовались предметом. Хотя это, безусловно, важная составляющая профессии. Чрезвычайно важно профессии учителя уметь общаться с ребенком. Это значит уважительно относиться к своим ученикам и завоевать их доверие, быть авторитетом в глазах ребенка, но считаться с его мнением. Важно понимать, что движет детьми и правильно выстраивать общение с ними.
Прекрасные слова. Полагаю, многим представителям этой замечательной профессии стоит прислушаться к ним. А если бы Вы сейчас работали учителем, что бы Вы внесли в систему преподавания?
В свое время я изучала разные методики преподавания, и наиболее яркой, интересной и полезной мне показалась система развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова. Она предполагает активное участие ребенка в системе обучения, инициатива детей задействуется не только в процессе повторения, но и при изучении нового материала. Они сами ищут правильные ответы на вопросы, сами формулируют правила. Я думаю, это наиболее подходящая форма обучения для современных детей, потому что само общество дает им больше свободы, дети нуждаются в том, чтобы в процессе обучения им предоставляли больше прав, больше инициативы. Они готовы к тому, чтобы принимать активное участие в своем образовании.
Автор материала: Козынцева У. Н., методист «ММЦ г. Когалыма» |