В этом году Марина Вячеславовна Морозова, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №1, получила Президентский грант. Мы гордимся тем, что еще один учитель нашего города получил награду, достойную его заслуг, и искренне поздравляем Марину Вячеславовну. Нам стало интересно, в чем секрет успешной работы Марины Вячеславовны и чем наполнены её учительские будни.
Каковы Ваши профессиональные цели?
Вопрос очень серьёзный, и ответить на него однозначно не получится. Я стараюсь не ставить масштабных целей. По-моему, главное в профессии – любой – не быть дилетантом. Если ты выбрал себе дело, которым хочешь заниматься, занимайся им с самоотдачей, интересом, желанием. Не строй сложноподчинённых предложений с придаточным условия «Если бы…, то, возможно…». Просто каждый день делай хорошо, что умеешь и никогда не стой на месте. Один из любимых афоризмов из детства: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!» («Алиса в стране чудес») почему-то очень актуально звучит именно тогда, когда мы взрослеем.
К сожалению, дети все меньше читают, что Вы делаете, чтобы заинтересовать учеников литературой?
Признаюсь, особых секретов нет. Одно я знаю точно: нельзя заставить читать. Для погружения в ту или иную книгу должна быть мотивация. Один из аргументов, который я очень часто произношу на уроках литературы в старших классах: «Во взрослой жизни вы вряд ли найдёте время, чтобы перечитать классику. В лучшем случае, прочтёте какой-нибудь детектив или лёгкий любовный роман, автора которого даже не запомните… Так ловите момент!» Слышат ли мои ученики меня? Да, но не все. И это, наверное, не страшно. Пусть читают те, кто чувствует в этом потребность. За таких детей я искренне рада. Благодаря им уроки литературы не превращаются в театр одного актёра.
Как Вы считаете, должен ли учитель на уроках литературы давать детям не только предметные, но и жизненные знания? Какие жизненные советы Вы даете детям?
Обязательно. Нельзя на уроке литературы говорить, например, о вечных философских проблемах и не проводить примеры из жизни. При этом я понимаю, что моё мнение или мой аргумент не могут быть абсолютно верными. Всегда жду от ребят их точки зрения на проблему. А если происходят споры, по-настоящему счастлива. Урок прошёл не зря. Приведу пример. Урок в 10 классе. Девочка, защищая образ жизни Обломова, однозначно заявила: «Зачем суетиться, если всё имеет свой конец: и любовь, и дружба, и жизнь…» Что нужно ответить учителю в этот момент? Максимально собраться и доказать ещё не окрепшему уму, что всё в жизни имеет смысл! И именно она, эта замечательная юная девочка, – уникальная составляющая огромного мира! И однажды сделает кого-то абсолютно счастливым!». А главный совет, который всё чаще звучит на моих уроках: «Цените каждое мгновение, ведь наша жизнь состоит из них».
*Полный вариант статьи Вы можете прочитать в январском номере журнала «Методическая панорама».
Автор материала: Козынцева У.Н. |